пятница, 23 ноября 2012 г.

Old Believers (staroobryadtsy starovery) of the Altai Mountains (Siberia).

This post is about the Old Believers (staroobryadtsy starovery) of the Altai Mountains in Siberia. This post is in Russian.
История русских крестьян-старообрядцев — одна из интереснейших страниц прошлого Алтая. Заселения Алтая русскими началось еще в допетровскую эпоху. В середине 17 в., когда на Руси произошел раскол церкви, сторонников старых устоев стали жестоко преследовать, в результате чего они тоже были вынуждены уходить в горы Алтая. Но даже здесь не нашли они покоя. Церковные и светские власти продолжали преследовать их за веру и за незаконное, самовольное переселение. Только в 1792 году Екатерина Великая издала приказ о прощении старообрядцев за побег и предоставлении им права на жительство при условии уплаты подати — ясака. С тех пор староверы были приравнены к местному алтайскому населению и освобождены от рекрутской повинности. В советские годы многие из старообрядцев были репрессированы как середняки и враги народа. 
На Алтае староверы освоили значительные территории, образовывали целые селения. Горные деревни раскольников с пашенным земледелием, маральниками, горными пасеками, сенокосными и лесными угодьями были цветущими оазисами. Почти за два поколения они сумели приспособиться к большим температурным перепадам, быстротечному лету и длительной зиме, сезонным разливам Катуни и других речек. Постепенно отбирались наиболее надежные способы хозяйского отношения к окружающему миру. 
Уймонские старообрядцы-земледельцы в Алтайских горах превратились в прекрасных охотников, метких стрелков, отличных рыболовов. Добытую пушнину и шкуры жители Беловодья выменивали на зерно, скот, одежду у китайцев и русских казаков в селениях, расположенных вблизи пограничной зоны. Развивали они и русские ремесла: плотницкое, ткацкое, пимотканное, шубное и др. Кержаки Уймонской котловины пряли лен, делали белье, одежду, коврики, красивые пояса и опояски. 
Жили староверы в добротных, теплых хорошо освещенных домах с застекленными окнами. Внутри дома было чисто и аккуратно. Стены расписывались затейливыми узорами и яркими красками. Краски — сурик, охру, бакан — народные умельцы готовили из натурального сырья. В настенной живописи распространенными мотивами были изображения диковинных зверей, птиц, пышные и большие цветы, затейливый растительный орнамент. Полы застилались ткаными половиками, войлоком. Вдоль стен стояли кованые сундуки, на кроватях лежали красивые вышитые покрывала. Но самым уютным и теплым местом в доме была, безусловно, печь. Над ее пологом устанавливались полати, на которых спали дети. Место напротив устья печи занимала хозяйка. Здесь располагались удобные посудные шкафчики, размещалась кухонная утварь.
Свои дома староверы держали в поразительной чистоте. Дом мели несколько раз в день, печь подбеливалась. Некрашеные полы, лавки, полки скребли вениками, ножами, оттирали песком каждую субботу. 
Старинную одежду уймонских старожилов теперь надевают только во время праздников и молений, кроме того, она используется фольклорными коллективами. Традиционный староверческий костюм отличался яркостью и многообразием цвета, яркой отделкой. Летний мужской костюм включал белую рубаху, украшенную красным узором по воротнику и рукавам, и шаровары из холста. Праздничный костюм состоял из широких шаровар-чембар из плиса, или замши и однотонной или пестрой подболочки. Верхнюю одежду: зипуны, азямы, тулупы шили из теплого сукна, меха, овчины, кожи, покупной верблюжьей шерсти. 
Традиционный женский староверческий костюм включал в себя головной убор, сарафан, рубаху, пояс, фартук (передник). Короткие рубахи, в простонаречье именуемые рукавами, шились из белого холста и украшались богатой вышивкой, горловина густо назбаривалась по узкому воротнику — стойке. Основным типом сарафана уймонских женщин сначала был косоклинный, затем круглый лямочный. Множество сборок делало круглый сарафан пышным и красивым. Важным элементом традиционного старообрядческого костюма были пояса и опояски. С момента крещения пояс был обязательным для старовера в течение всей его жизни. Своеобразной была и обувь уймонских жителей. Из выделанной грубой и толстой кожи мужчинам шили короткие и высокие сапоги, женщины носили башмаки. От местных народов староверы позаимствовали удобную и теплую меховую обувь: унты, сшитые из козьего меха вовнутрь и короткие кисы. Из валяной шерсти они сами делали зимнюю обувь — валенки (пимы). 
Большой исторический интерес представляет гончарное ремесло уймонских староверов. На Уймоне гончарным делом занимались женщины. Посуда изготавливалась не из одного кома на гончарном круге, а путем наложения валиков (на Уймоне их называли караличками) друг на друга. Такая техника изготовления глиняной посуды называется налепом. Процесс состоял из нескольких стадий. Начиналось все с добычи глины. К глине добавляли чистый мелкий Катунский песок и мяли на грубой холстине, пока не оставалось комочков. Из получившегося глиняного теста лепили валики, которые в 3-5 рядов выкладывались на подготовленное плоское дно. Валики затирались и заглаживались водой для выравнивания боковых поверхностей. Подготовленные изделия подвергали обжигу в русских печах на горящих березовых дровах. Для прочности и красоты использовалась технология обварки: вынутые из печи изделия погружали в теплые отвары пахты, сыворотки, чтобы они кипели. После обварки посуда приобретала красивый черный цвет. Необваренные изделия оставались цвета красной терракоты. 
Конечно, сегодня быт староверов Уймонской долины изменился, современная жизнь накладывает на него свой отпечаток. Чтобы вековые традиции не исчезли безвозвратно, уймонцы создают музеи. Интересно, что инициаторами становятся дети, как, например, в селе Верх-Уймон. История музея в этом селе началась с обыкновенного льняного полотенца, принесенного на урок истории. Потом дети начали нести в школу все, что давно вышло из употребления в быту. С помощью всех этих вещей удалось воссоздать обстановку типичной старообрядческой семьи. Помимо этого школьники, опрашивая старожилов, собрали много пословиц и поговорок, заговоров и примет Уймонской долины. Был собран интересный материал о Великой Отечественной войне, ведь потомки суровых староверов также, не жалея своей жизни, сражались за Родину.
В заброшенное село Анамас, что в Ельцовском районе Алтайского края, приехали напостоянное место жительства две семьи староверов, рассказывает 22 сентября газета"Алтайская правда". Ожидается, что сюда возрождать когда-то красивое таёжное селоприедут их единоверцы не только из России и ближнего зарубежья, но и из дальнего.Инициаторами проекта стали гендиректор ООО "Алтай-Старовер" Александр Холмогоров ипредседатель краевой общественной организации пчеловодов и переработчиков пчелинойпродукции Сергей Тастан.
На современных картах края села с таким названием нет, хотя по всем документам оно существует. В настоящеевремя в нём живут две семьи. На лето сюда приезжают дачники, бывшие жители, их дети и друзья - места здесьочень красивые. Есть здание школы и клуба. Староверы намерены поставить в селе и церковь.
Для проекта возрождения села староверы выбрали именно Анамас потому, что когда-то в нём жили казаки, несшиеслужбу на Кузнецко-Воскресенской линии. Они исконно придерживались древнеправославного устава. Следыиконостасов и сегодня можно увидеть в заброшенных деревянных домах. Дома большие, в основном с круглыми крышами, что говорит о том, что народ жил когда-то здесь в достатке.
В истории России это село известно ещё тем, что здесь в 1916 году родился Герой Советского Союза командир противотанкового 45-миллиметрового орудия 43-го гвардейского кавалерийского полка гвардии старший сержант Василий Рыжаков. Это высокое звание ему было присвоено 13 сентября 1944 года. Только в трех боях в начале 1944 года он уничтожил артбатарею, четыре танка, две автомашины с боеприпасами и три станковых пулемета. Герой умер от ран 1 апреля 1945 года.
Александр Холмогоров родился в Забайкалье на станции Талбага, в суровом и бедном мире. "С детства я помню рассказы об Алтае как о крае, где не было никогда голода, где люди живут зажиточно, - рассказывает АлександрКонстантинович. - Помнится один примечательный случай, который только укрепил веру в процветающий Алтай. В шестидесятые годы в наших местах случился неурожай, и тогда родственники, знакомые и коллеги по работе родителей собрали деньги и отправили гонца на Алтай. Мечтали только о том, чтобы он хоть чего-то привёз из еды. И какое было удивление, когда посланник доставил на станцию целый вагон алтайской картошки!" После школы и службы в армии Холмогоров поступает в ГИТИС на режиссерский факультет, успешно его заканчивает и до 1989 года трудится в театре.
Затем, рассказывает организатор проекта, "что-то или кто-то подтолкнул меня, посоветовал обратиться к церкви. А для этого нужно было креститься. Поговорил с матерью. И тут узнаю, что я уже крещённый по древнеправославному обряду, что все мои родственники по материнской и отцовской линии - староверы".
В это время Александр Холмогоров с семьей жил в Алтайском крае и, узнав о том, что он - старовер, решил познакомиться с местными единоверцами. Для этого пришлось бросить Барнаул и перебраться жить в староверческоесело в Горный Алтай.
Его предприятие "Алтай-Старовер" занимается апифитобальзамами, сиропами и продуктами пчеловодства. "Но возникла проблема с сырьём. Для нашей продукции подходят только настоящий алтайский мёд, ягоды, плоды, травы и коренья, выращенные в предгорьях, - подводит Холмогоров к объяснению того, почему он занялся сельским хозяйством. - Пришлось создать СПК "Пасека". Это произошло год назад. Пока в нём работают пять пасечников. В планах их должно стать пятьдесят.
Особенность хозяйства в селе Анамас не только в том, что его организуют староверы - сюда уже едут единоверцы с Урала, Томской и Иркутской областей, Украины. Более того, есть сведения, что на Алтай мечтают попасть староверы из Перу, США (Аляска), Боливии и других стран дальнего зарубежья.
Впервые во главе всей экономики хозяйства становится пчеловодство. Всё остальное подчинено получению качественного меда и продукции пчеловодства, а также сырья для производства продукции. В планах - создание медового конвейера из ягодников, кустарников и деревьев, лекарственных трав и сельхозкультур. Часть медоносов пойдёт на производство пчелопродукции, а потом на бальзамы и сиропы. Другая часть - на корм скоту, в первую очередь - мясному. Уже сегодня новые хозяева села ищут, где приобрести нетелей и бычков герефордов.
В заброшенном алтайском селе Анамас староверы создают собственное поселение, жителей которого объединит единая вера и жизненный уклад. В селении старообрядцев есть уже первые поселенцы, этим летом «на разведку» сюда приедут семьи староверов из Барнаула, Курска и Бурятии.
Село Анамас в Алтайском крае было основано староверами в 1886 году. В начале 1990-х село опустело — его жители умерли или разъехались. «Главное, что сохранился официальный статус села, поэтому есть возможность начать здесь все заново. Из всех старых домов в полуразрушенном состоянии сохранились только три, так что нужно отстраивать деревню», — сказал сегодня ИТАР-ТАСС вдохновитель проекта, старовер из Барнаула Александр Холмогоров.
Первыми прошлой осенью в Анамас приехала жить семья Александра Попова из Алтайского края. У него и супруги Дарьи пятеро детей, старшему 15 лет, младшему — несколько месяцев. Из всех благ цивилизации в Анамасе осталось лишь электричество. Ближайшее село, куда дети могут ходить в школу, расположено в десяти километрах. «Телевизор они не смотрят. Живут по нашему старообрядческому укладу. Скоро и одежду для них нашу пошьем», — говорит Холмогоров. В Анамасе староверы начали разводить пчел. В планах — возделывание сельскохозяйственных культур.
Посмотреть на возрождающееся село старообрядцев на Алтае этой весной приезжал старовер из США Владимир Селезнев. В штате Орегон, где он живет, есть коммуна из 10 тыс русских переселенцев — староверов. «В общине все до сих пор ходят в наших платьях и косоворотках. И молодые, и пожилые, ничего не стесняясь. Дети ходят в американскую школу, молодежь — в колледж. И все в нашей старообрядческой одежде», — сказал Селезнев. По его словам, многие из американских староверов хотели бы вернуться в Россию. В Анамас он приезжал присмотреться.
На Алтай староверы, гонимые властями, начали переселятся с 18 века. К 30-м годам прошлого столетия количество старообрядческих приходов в регионе достигало сорока, однако за годы советской власти все старообрядческие коммуны распались, а блюстителей древних канонов веры остались единицы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий