пятница, 23 ноября 2012 г.

The Old Believers(starovery or staroobryadtsy) in the Yenisei province (Siberia) of the Russian Empire in XIX and XX centuries.

The Old Believers (starovery or staroobryadtsy) separated after 1666 from the official Russian Orthodox Church as a protest against church reforms introduced by Patriarch Nikon between 1652–66. Old Believers continue liturgical practices which the Russian Orthodox Church maintained before the implementation of these reforms.


The text in Russian is:" The real Old Believers".








The Russian Old Believers(starovery or staroobryadtsy) now.



The text about the Old Believers(starovery or staroobryadtsy) in the Yenisei province of the Russian Empire in XIX and XX centuries in Russian is located below.

СТАРООБРЯДЦЫ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КГКУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»)

В результате раскола Русской православной церкви в середине XVII в. на сторонников и противников нововведений патриарха Никона в религиозной и социальной жизни России возникло старообрядчество – явление сложное, противоречивое, вызывавшее и вызывающее интерес у историков.

В истории Красноярского края старообрядчество также занимает свое место. Ведь после разгрома в первой половине XVIII века западнорусских старообрядческих центров судьба немалой части последователей старой веры теснейшим образом оказалась связана с территорией за Уральским хребтом. Кто же они, сибирские старообрядцы? Сколько их было? Где и как проживали? Как строили свои отношения с властью и местным населением? Частично на эти вопросы можно ответить, ознакомившись с документами КГБУ «Государственный архив Красноярского края». Но не на все вопросы. Ведь многие общины действовали на территориях, достаточно удаленных от населенных пунктов, и не контактировали ни с местной администрацией, ни с населением и поэтому достаточно долгое время оставались неизвестными. Но и имеющиеся документы могут оказать существенную помощь в изучении этого явления.

Появление старообрядцев или раскольников (как их официально называли до 1905 г.) в Сибири связано как с их принудительным переселением, так и добровольной миграцией целых старообрядческих общин или их отдельных представителей с целью сохранения своих религиозных взглядов и распространения своего влияния. И те, и другие процессы отражаются в соответствующих документах.
В XIX веке губернские власти ежегодно должны были составлять специальные ведомости «О старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект», где указывалось, сколько раскольников и сектантов проживали в данном городе или уезде, к каким сословиям относились, не относились ли они к помещичьим крестьянам.
Окружными полицейскими управлениями составлялись отчеты о наличии раскольничьих молелен в уездах. В них указывалось, где находились молельни, когда были открыты и с чьего разрешения. 

Интересными документами являются и ведомости о лицах, принадлежащих к расколу и занимающих должности по выборам. В них указывались: звание, имя, отчество, фамилия, род занятий и местожительство выбранных раскольников, занимаемая ими выборная должность, время их избрания, на какой срок избраны, к какой принадлежат секте, сколько лет от роду, какого поведения избранный, не был ли он, судим за действия по расколу. В ведомостях также указывались сведения о числе проживающих в отдельных населенных пунктах православных и раскольниках.


Кроме того, сведения о старообрядцах содержатся в метрических книгах старообрядческих общин, в рапортах благочинных о переходе в раскол православных, в рапортах священников о развитии в их приходах раскола, в переписке властей разного уровня. 

Диапозон расселения старообрядцев на территории Енисейской губернии был достаточно широк. Они жили на Среднем и Нижнем Енисее, Подкаменной Тунгуске, Ангаре, Ачинском и Минусинском уездах. Отдельные группы проживали в городах. 

При этом в документах наиболее полно отражается деятельность именно старообрядцев юга губернии. Здесь старообрядческие общины, действуя легально или полулегально, вписались в существующие социально-экономические порядки и старались в меру своих возможностей или окончательно легализоваться, или повысить свой статус, поднимая перед властями различные вопросы. Так, летом 1884 г. в деревне Кугуртак Курагинской волости появился крестьянин Костромской губернии Василий Петрович Горбунов с полотняной походной церковью, который именовал себя иереем, посвященным известным московским первой ветви австрийского толка архиепископом Савватием. Сразу же после появления в деревне Горбунов попытался легализовать свою деятельность, для чего он предъявил властям грамоту, выданную Савватием. Практически в это же самое время проживающие в деревне Малые Кныши Минусинского округа раскольники обратились в департамент общих дел Министерства внутренних дел о разрешении им устроить в деревне молельню. Несколькими годами позже раскольники деревень Изындаевой Ужурской волости и Павловской Назаровской волости Ачинского округа ходатайствовали перед губернскими властями о разрешении заменить в метрических книгах слово раскольники на слово старообрядцы.

К 1886 году ряд населенных пунктов Ачинского и Минусинского округов были или полностью, или частично старообрядческими. В деревне Павловской Назаровской волости Ачинского округа из 681 жителя последователей Русской православной церкви было 16 человек. В деревне Мало-Кнышенской Идринской волости из 118 человек 117 были старообрядцами. В селе Верхнеусинском Усинского пограничного округа последователей Русской православной церкви было 62, а раскольников 497. В деревнях Куряты Сагайской волости и Быстрой Тесинской волости Минусинского округа проживали только старообрядцы. В деревнях Салбинской и Екатеринской Идринской волости соотношение между последователями Русской православной церкви и старообрядцами было, соответственно, 46 и 56, 174 и 132. 
Из документов видно, что в сельской местности старообрядцы занимались хлебопашеством и различными крестьянскими работами, а в городах, в частности, городе Минусинске, торговлей и ремеслами (так, из пяти старообрядцев, выбранных в Минусинскую городскую думу в 1882 г., трое занимались торговлей, один был кузнецом и еще один маслобойщиком).

Активно участвовали старообрядцы и в общественной жизни - избирались на должности сельских старост, сельских писарей, волостных судей, волостных заседателей по хозяйственной части и, как уже говорилось выше, гласными городских дум. При этом не только в населенных пунктах, где они составляли большинство. В деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского уезда, где проживало 456 православных жителей и 197 старообрядцев, в 1885 г. сельским старостой был избран раскольник Петр Степанович Веревкин, а в деревне Большеидринской Идринской волости того же уезда, где из 112 человек жителей раскольников было 8, на должность кандидата в волостные старшины был избран раскольник Андрей Егорович Овчинников.

Проживающие в Енисейской губернии приверженцы старой веры относились к различным направлениям в старообрядчестве. При этом четкое понятие, кто такие старообрядцы, было законодательно установлено только в 1905 г. До этого под определение раскол попадали все религиозные группы, отколовшиеся от православия: старообрядцы, приемлющие священство, и раскольники разных согласий, не приемлющие священства, но поклоняющиеся иконам; духоборцы, молокане, иконоборцы, не приемлющие священство и не поклоняющиеся иконам; субботники или иудействующие; скопцы. В официальных документах по отношению к одним и тем же религиозным группам применялись понятия раскольники, старообрядцы и сектанты.
Сами старообрядцы к термину «раскольники» относились отрицательно, и как уже говорилось выше, протестовали против того, чтобы их так называли. Они называли себя приверженцами истинной веры и считали себя православными.
С 1905 г. в Российской империи старообрядцами стали называть всех последователей толков и согласий, которые признавали основные догматы православной церкви, но при этом не признавали некоторые из её обрядов и отправляли свое богослужение по старопечатным книгам. Были установлены различия между старообрядцами, сектантами и последователями изуверских учений, которые подлежали уголовному наказанию.
Старообрядчество делится на два направления - поповское и беспоповское. 

Никольская церковь, село Никольск Мухоршибирского района Бурятии. Экспонат Этнографического музея народов Забайкалья.
Поповцы признавали таинство священства и церковную иерархию. Богослужение у них отправляли перекрещенные священники, переходившие к старообрядцам из официальной церкви.

Основным течением поповского направления был Белокриницкий (Австрийский) толк или Белокриницкая (Австрийская) иерархия – по названию Белокриницкого монастыря на Буковине (в то время территория Австрийской империи), где это направление было основано.

После того, как в 1906 г. был подписан указ о порядке образования и действия старообрядческих общин, на территории Минусинского уезда были официально созданы три общины австрийцев – Минусинская старообрядческая община Покрова Пресвятой Богородицы (г. Минусинск, деревни Малая Минуса и Городок), Казанско-Богородская община (деревни Казанско-Богородская, Кныши, Малые Кныши, Паначева, Брагина, село Салбинское) и Николаевская община в Усинском пограничном округе (село Верхнеусинское, деревня Нижнеусинская, поселки Знаменский, Атамановский, Уюкский, Туранский).

Представители другого течения поповского направления – беглопоповцы - проживали в деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского округа. Беглопоповское направление изначально объединяло беглых священнослужителей, отвергнувших никоновские реформы и порвавших с официальной церковью. Основу общины, как правило, составляли лица, укрывшиеся от властей. Беглопоповцы не признавали за Белокриницкой иерархией главенство в старообрядчестве.

Часовня беспоповцев. 1910 год. Построена в с. Ключи, Иволгинский район Бурятии. ЭкспонатЭтнографического музея народов Забайкалья.
Беспоповцы отвергали священников и ряд таинств. Под влиянием социальных и религиозных противоречий у них образовался ряд толков и согласий – поморы (поморцы), федосеевцы, филипповцы, нетовцы, дырники, представители страннического толка. Старообрядцы беспоповского направления проживали в ряде деревень Тесинской, Сагайской, Ермаковской волостей Минусинского округа. В частности, в деревнях Быстрой Тесинской волости и Таскиной Сагайской волости Минусинского уезда проживали представители поморского толка, в конце XIX – начале XX вв. наиболее влиятельного и крупного направления среди беспоповцев.


Описания поморцев содержатся в донесениях священника Кочергинской Вознесенской церкви Иоанна Токарева в духовную консисторию о деятельности раскольников деревни Таскино и переписке по этому вопросу (70-е гг. XIX в.). В частности, крещение младенцев и совершение браков у раскольников поморского толка исполняли наставники. Имена наставников поморцы от властей скрывали. Для молитвословий собирались в одном месте, причем всегда присутствовал один из наставников. Эти собрания были многочисленными, особенно в великие праздники и в Великий пост. Помещения, в которых происходили моления, запирались и охранялись караульными, чтобы не могли проникнуть посторонние.

Интересным направлением в старообрядчестве было часовенное согласие. Эта группа старообрядцев первоначально выделилась из беглопоповцев. Но постоянно испытывая трудности со священниками, а во время гонений на старообрядцев в период царствования Николая I вообще оказавшаяся без них, заменила иереев на наставников или уставщиков из мирян. Богослужения стали проводить в часовнях (отсюда и название согласие). Таким образом, часовенные фактически превратились в беспоповцев, но сами себя к ним не относили. В Минусинском округе часовенные проживали в деревне Большеидринской Идринской волости, а в Ачинском округе в деревне Павловской Назаровской волости. При этом Павловская была одним из достаточно крупных центров старообрядчества в губернии – в 1894 году в деревне действовали три раскольничьи молельни.

Сибирь. Мир староверов

В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества.

Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания, жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В Росси в 1917 году после Октябрьской социалистической революции старые нормы и духовные ценности русского народа были заменены на другие, советские идеологии, которые помогали народу преодолеть разруху после I мировой войны, выстоять и победить в Великой Отечественной войне. Во времена перестройки в 90-е годы произошло разрушение норм существования общества в советском периоде, однако, не были предложены другие, на которые могло быть ориентировано общество. Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ее отрицательные стороны – получила широкое распространение наркомания, проституция, стала гораздо шире проблема алкоголизма. Прекращена работа с молодежью. Утрачены институты школы, семьи (закрылись кружки, секции, нет культа родителей, семьи). Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. В стране возникло много религиозных сект, которые занимаются с молодыми наркоманами, завлекают в свои общины молодежь, заменяя один наркотик – химический на другой – психологический. Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации общества. Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих русский язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего. Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. В настоящее время такими заповедниками русской культуры стали поселения старообрядцев. Именно в старообрядчестве сохранились духовные начала: вера в Бога, трудолюбие, почитание старших. В этом мы убедились, побывав в районах компактного проживания староверов. Совместная комплексная экспедиция спортивно-краеведческого клуба «Ермак» и Литературного музея, состоялась в августе 2002 г. Пройден маршрут от Уш-Бельдыра, что на границе с Монголией, до Сарыг-Сепа (100 км от Кызыла). Для эффективности и продуктивности экспедиции подготовительная работа началась задолго до намеченного срока. В течение учебного года (2002-2003) прослушивали курс об истории старообрядчества в Литературном музее, самостоятельно знакомились с литературой на тему старообрядчества. В свою очередь, спортивная часть команды также повышала мастерство на тренировках в спортзале и в бассейне.
Целями экспедиции были совершенствование спортивного мастерства частью команды, комплектование этнографических предметов, исследование и сохранение исторических материалов, сведений, которые впоследствии можно будет донести до потомков.

Ценность этого исследования заключается в том, чтобы сохранить историческое наследие нашей Родины.



В работе использованы материалы экспедиции (исторические сведения, этнографические предметы, аудио- и видеозаписи, фотографии), материалы из фондов и библиотек Красноярского краеведческого и Литературного музеев.
Сибирь и старообрядчество.

Освоение Сибири имеет огромное значение для Российского государства. Сибирь с большими богатствами пушнины привлекала внимание многих. О богатых залежах полезных ископаемых тогда ещё не было известно.

Хотя Сибирь к 16 веку уже не была для русских людей ''землей не знаемой''. Знакомство с ней началось задолго до знаменитого похода Ермака. В 11 веке новгородцы торговали с ханты и манси, земли которых в русских источниках известны как Югра. Есть сведения о том, что русские промысловики, звероловы проникали в Сибирь морским путём вдоль северных побережий азиатского материка. Московское государство было заинтересовано в расширении территорий.
Походы во второй половине 15 века позволили московитам ближе познакомиться с ней. Царское задание разведывать новые земли заставляло служилых людей отправляться в далекие края, о которых практически ничего не было известно. Первое описание сибирских народов ''Сказание о человечдех незнаемых на восточной стране и языцех розных'', было издано неизвестным автором в конце 15-ого или начале 16-ого веков. Казаки открывали новые территории, знакомились с их жителями, осваивали плавание по сибирским рекам (5, с.74).
Заселялась Сибирь главным образом тремя способами: 
1-й способ – это государственный или административный перевод, при котором правительство переводило на вечное проживание определенные группы населения. Первые сведения о таких переводах относятся к 1590-м годам, когда под Тюменью, Пелымом, Верхотурьем и Туринском было внедрено несколько десятков крестьянских семей. 
2-м способом заселения Сибири была ссылка преступников, к которым кроме уголовников, относили и участников казачьих, крестьянских и городских восстаний, а также ''иноземцев'' из числа военнопленных. Ссылались как в службу, так и в посад и в пашню. Большой процент сосланных составляли старообрядцы, внёсшие большой вклад в освоение земель. 
3-й способ – это вольное переселение. Уже в конце 16-го века в Сибири появились первые русские переселенцы, пришедшие сюда на постоянное жительство на сбой страх и риск. Среди вольных переселенцев преобладали те, кто отправился в Сибирь с разрешения властей. Меньшую часть составляли беглые переселенцы (Зуев, с.84). 
Среди беглых переселенцев были и раскольники, стремившиеся уйти от государевой власти.
Историками доказано, что местом, откуда шел основной поток переселенцев в Сибирь, был север России – Поморье (Зуев А.С., и др.). Из других районов Русского государства больше всего в Сибири преобладали поволжцы. Массовое заселение Сибири начинается с 17 века. В российском государстве в это же время происходят большие события.

17 век в истории России и русской православной церкви - особая веха. 17 век завершал эпоху расцвета феодализма, переживал период упадка феодализма и перехода страны от феодализма к капитализму. Зарождаются новые социально-экономические явления, новый класс - буржуазия, обостряется социальная политическая и идеологическая борьба на фоне новых общественно - экономических отношений. Различное отношение к действительности разных слоев населения и рост неудовлетворённости существующими порядками выявился в идеологической сфере - расколе православной церкви.

История русской православной церкви была противоречивой, полной внутренними конфликтами, отражала общественные столкновения на всём протяжении существования христианства на Руси. Одним из таких поворотных моментов в истории России и церкви стал раскол. Причинами раскола являются:

1. смена общественно - экономической формации;

2. московская централизация;

3. ориентация на Запад;

4. приоритет государства над церковью;

5. закрепощение крестьян;

6. упразднение земства и введение иноземных порядков в государственном и церковном строе;

7. превращение российского самодержавия из сословно - представительной в абсолютную монархию (8, с. 183).

Раскол - явление не только церковное, но и общественное. В России происходит ломка самих устоев жизни, обычаев, православных традиций. Раскол, как историческое явление, определил весь ход общественно-политической жизни России на последующие столетия (3).
Формальным толчком к расколу явились реформы в церковном строе.

Приход патриарха Никона к управлению русской православной церковью, вызвал широкое недовольство народа, которое было связано в основном с церковной реформой и силовыми методами ее проведения.
В церковную реформу входило переписывание старых церковных книг, изменение канонических правил, касающихся проведения церковных служб, а также изменения в церковном строе. Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:
1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое являлось частью свято - апостольского предания, было введено троеперстие.

2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, писалось и произносилось имя Спасителя «Исус», в новых же книгах это имя было переделано на греческий лад «Иисус».

3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освещения храма делать обхождение по солнцу, в новых - против солнца.

4. Вместо «сугубой», т.е. двойной, алиллуи (которую творила русская церковь с древних времен), была введена «трегубая» (тройная) алиллуя.

5. Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах, было введено пятипросфорье (6).

Введение новых обрядов и богослужение по исправленным книгам многие восприняли как введение другой религии, отличной от «истинно православной».

В результате возникло движение сторонников старой веры – раскол, родоначальниками которого были провинциальные ревнители благочестия. Среди них было много малообеспеченных служителей церкви. Выступая за старую веру, они выражали недовольство по поводу усиления гнета со стороны церковных властей. Большинство же сторонников старой веры состояло из посадских людей и крестьян. Они были недовольны укреплениями феодально-крепостнического режима и ухудшением своего положения, и связывали это с нововведениями, в том числе и в религиозно-церковной сфере. Наиболее яркой личностью среди раскольников стал протопоп Аввакум, сосланный позже в сибирскую ссылку в Братский острог.

Старообрядцы в течение 3-х столетий подвергались жестоким гонениям. Наиболее жесточайшими гонения были при Петре I-м. 14 февраля 1716 года Петром I, названным староверами антихристом. Был издан указ о переписи старообрядцев и о наложении на них двойного платежа податей, также взимался оброк за ношение длинной одежды и бороды. Старообрядцев ссылали, заключали в монастыри, пытались лишить их возможности пропагандировать свои убеждения.
Но все же ничто не могло уничтожить сторонников старой веры. Они прятались в городах и селениях, в лесах и пустынях, сохраняя свою «древлеправославную» религию. Нужны были духовные центры гонимой церкви, и они создавались в первые же годы ее бегства. Это были преимущественно монастыри и скиты, где находились духовные силы церкви, и где можно было совершать обряды. Оттуда шло руководство церковью, рассылались священники на приходы. В некоторых местах сосредотачивалось несколько скитов и монастырей, они объединялись под руководством самого видного и заслуженного монастыря. Исторически сложились духовные центры старообрядцев разных согласий: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз, Рогожский посёлок в Москве. Ныне в Рогошском посёлке находится Митрополия Московской и Всея Руси Русской православной старообрядческой церкви.
Но даже обще соборное начало в старообрядчестве не смогло сохранить старообрядческую церковь от внутреннего разделения. Причинами его были и географическая разделённость земель, разобщенность и разного рода события.
Старообрядцы рассеялись по России в глухих необжитых местах, скрываясь от государственных органов власти. Гонимые и притесняемые, старообрядцы остались верны вере отцов и дедов, традициям, однако существующие ныне формы проявления вероисповедания старообрядцев, проведение обрядов и даже уклад жизни обусловлены объективными историческими причинами, связаны с карательными мерами. В этом же и причина разнородности старообрядческих согласий. В зависимости от отношения к проведению обрядов (причащение, миропомазание, крещение, брак) среди староверов сложились разные толки и согласия: поповцы и беспоповцы. Среди беспоповцев много толков, наиболее крупные согласия – поморское, часовенное. К часовенному согласию относятся староверы юга Сибири. Часовенное согласие – старообрядцы первоначально бывшие поповцами, но из-за гонений оставшиеся на длительное время без священства. Вынужденно совершая обряды богослужения без попов, сделались беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих согласий. Крещение совершается мирянами в деревянной купели – «кадушке», тогда как во многих беспоповских согласиях предпочитается совершение крещения в открытой воде (7, с. 301). Старообрядцы часовенного толка ныне проживают на Урале в Западной и Восточной Сибири.

В наши дни в Сибири проживает большой процент старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. В освоении Сибири старообрядцы играли немаловажную роль. Даже живя скрытно, они своей хозяйственной деятельностью приносили пользу государству. Будучи хорошими хозяевами, староверы строили селения, обосновывались на берегах рек, заводили пашню. На территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районе Обь - Енисейского канала (4, с.59-61).

II.Мир староверов.


В местах компактного проживания старообрядцы сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. Таким регионом является верховье реки Енисея. На берегу Кызыл-Хема и Каа-Хема находятся старообрядческие селения часовенного согласия: Верхний и Нижний Чедралык, Унжей, Ужеп. Выше по течению по притокам рек (ручьям) расселены по несколько старообрядческих семей. Многие старообрядцы Верхнего Енисея - выходцы из южных районов Красноярского края. Причинами их переселения являются: поиски страны Беловодья (земли обетованной), революционные события, Гражданская война и коллективизация.
Старообрядцы сохранили веру в Бога, мировоззрение, патриархальный уклад жизни, культуру земледелия, старинные обряды и обычаи. Собранные во время экспедиции материалы и предметы быта дают возможность изучать жизнь и быт современных староверов верховьев Енисея. В ходе маршрута останавливались в старообрядческих селениях, общались со староверами, комплектовали этнографические предметы. Скомплектованные теоретические материалы, этнографические предметы, фото- и видеоматериалы позволяют провести сравнительный анализ исторического и современного материала. В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям к людям, природе, к труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда. Это мы наблюдали, находясь среди староверов.
Русское население Тувы проживает в основном на притоках Енисея, в компактных селениях. Любое равнинное место, пригодное для пашни, осваивалось. Селения были как большие, так и в два – три дома. Все постройки крестьян можно разделить на две группы: жилые (илл. № 1, 2) и хозяйственные (илл. № 3) строения. Каждый дом был обязательно огорожен, имел свой двор с различными хозяйственными постройками. На дворах находились помещения для скота, здесь же хранили хозяйственный инвентарь и запасы корма для скота. Дворы были как крытые одно- или двухэтажные, так и открытые и крытые частично. В больших селениях, где мы побывали, дворы – закрытые, с глухими воротами. В небольших селениях дворы открытые. Дом, приусадебные постройки и огород, огражденные единым забором из жердей, сложенных горизонтально (маральником), показывал Владимиров Иван во дворе у мастера на ручье Конго. Одноэтажный крытый двор имел вид целой постройки с помещением для скота. В отличие от северного двора он был больше вытянут в длину (вдоль боковой стены жилой постройки). Поэтому он делился на задний и передний двор. В таких дворах были утепленные постройки для молодняка, разный хозяйственный инвентарь. Крытый двор мог быть использован также в качестве гаража (видели у Сивковых). Навесы для сена назывались балаганами. Колодцев в селениях было мало, так как жили возле рек, у ручьев. На скалистых берегах видели водокачку – приспособление для подъема воды. Во дворах у Сивковых и матушки Максимилы видели водяную мельницу (илл. №. 4,5). Принцип ее действия заключается в том, что силой тока воды приводятся в движение лопасти, которые вращают жернова, перемалывающие зерно. По словам хозяев, мельницами до сих пор пользуются.

Описание жилых построек можно подразделить на три раздела:

1. Строительные материалы.

2. Элементы жилого дома.

3. Виды крестьянского жилища.

В качестве строительных материалов использовали в основном глину и древесину. Поэтому в селениях были в основном рубленые и глиняные избы.

Сруб представлял собой деревянную клетку из взаимно пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. В зависимости от вышины и способа соединения бревен на углах существовали различные вида соединения. Например, «в угол», «в крюк», «в охряпку», «в лапу», «в охлуп», «в иглу», «в уклон». В поселке Ужеп видели дома, построенные столбовой техникой «в паз». Эта техника наиболее древняя. При этом способе строительства бревна вставлялись в пазы вертикальных столбов, устанавливаемых на определенном расстоянии друг от друга.
У глиняных построек была вальковая, саманная, литая техника построек. Вальковая состояла в том, что хорошо размешанную глину с добавлением мякины и соломы скатывали в уплощенные валики цилиндрической формы. Из этих валиков складывали стену. При саманной технике в специальных формах подготавливали кирпич, его еще называли сырцовым кирпичом. Из этих кирпичей выкладывались стены, а щели между ними заливались жидкой глиной, смешанной с мелко изрубленной соломой. При литой технике сначала возводили каркас стены из столбов, а затем с обеих сторон столбов прибивали доски. В промежутки между досками забивали до отказа глину. По мере ее просыхания доски переносились выше.
В качестве крыши домов использовались различные виды кровли. В поселках староверов преобладала стропильная кровля. Крышу держали две пары бревен – стропил, установленных нижними концами на углах стен сруба, а верхними концами соединенные друг с другом так, что каждая пара образовывала равнобедренный треугольник. Вершины обоих треугольников соединялись поперечным брусом. На наклонные стороны треугольника набивались поперечные жерди – слеги, образуя решетку. При стропильной конструкции покрытие крыши могло быть как двух, так и четырех скатным, в зависимости от того, вертикально или наклонно по отношению к стене дома устанавливались треугольники. Покрывали постройки дранью (дранкой, дором). Дранью назывались отколотые от тесин более мелкие дощечки длиною около двух метров; крыли ими также как и тесом. Для покрытия использовали листву (лиственницу) или корье, что защищало дома от влаги (из рассказа Юркова Георгия, кассета 1, сторона Б). Деревянные дома часто изнутри мазались глиной (например, в Ужепе у Бедарева Климента Онисимовича). В настоящее время во всех поселках старообрядцев окна застеклены обычным стеклом.

Дома строились основательно, на века. Обстановка у разных крестьян, как мы заметили, была разная, в зависимости от материального достатка. В целом вещи крестьян можно разделить на две большие группы:

1. Предметы внутренней обстановки.

2. Крестьянская утварь.

К первому относится:

1) столы, скамьи, стулья, шкафы;

2) кровати и спальные принадлежности;

3) предметы для освещения;

4) средства хранения вещей.

Ко второму относятся:

1) утварь и посуда для воды;

2) предметы, связанные с топкой печи;

3) посуда и утварь для выпечки и хранения хлеба;

4) посуда для молочного хозяйства;

5) посуда и утварь для приготовления пищи в печи;

6) столовая посуда;

7) утварь для переработки и хранения зерна;

8) утварь для хранения запасов зерна, муки, соли;

9) утварь для сбора грибов и ягод;

10) утварь для стирки белья.

Все эти предметы мы видели в домах староверов, притом старинных предметов больше у пожилых людей. В доме у старообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме -красный угол. В красном углу находилась божница, куда ставились иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. В домах, где мы бывали, видели много старинных икон. Под божницей на столе лежали уникальные, старинные книги, лестовки. Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок. Представляет из себя плетеную кожаную или из другого материала ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах (7,с.158). Лестовки и поныне являются главным атрибутом при чтении молитв.

По поводу предметов внутренней обстановки, следует сказать, что помещения не заставлены, шкафы мы видели не у всех староверов. Главным, образом из-за маленьких габаритов избушки, в которой была всего лишь одна комната. Такие дома были преимущественно у старых, пожилых людей. Печь была в каждом доме. Устанавливалась она обычно в одном из углов избы, с некоторым отступом от стен во избежание пожара (илл.№ 6). Глина замешивалась с песком и сбивалась на месте слоями, при помощи специальных деревянных колотушек. Потом, с помощью формы (илл.№ 7) устанавливался округлый полусвод печи, на который снова укладывали глину до определенной высоты. Также существовали формы для труб и. т. д. Когда печь была готова, формы сжигались, глина высыхала и сохраняла ту же форму. Об этом способе кладки печи нам рассказывал бывший наставник Рукавицын Макарий Гермогенович. Для печи имелись различные приспособления. Ставили и вынимали посуду ухватом, имелись специальные совочек и щеточка для отчистки печи от золы, кочерга. По бокам печи, над полусводом, имелись два отверстия, называемые глазницами. Использовали их и для сушки варежек и для хранения серянок (Приложение, с.28). Печи подобного строения с глазницами напоминали сцены из русских народных сказок. Небольшие шкафчики-полочки висели над столами, они предназначались для хранения посуды. Большинство староверов имеют связь с внешним миром, у каждого в доме имеются современные предметы наряду со старинными. Для освещения использовались керосиновые лампы, свечи, хотя уже в больших поселениях и домах были линии электропередачи. Вещей у старообрядцев было не очень много, поэтому хранили они их в небольших тумбочках и на полочках. Иногда вещи просто аккуратно лежали на столе. Для хранения жидкости использовались специальные берестяные туеса, глиняные горшки, банки.

У большинства староверов столовая посуда была фабричного производства – фарфоровые чашки, металлические вилки, только у пожилых людей сохранялись самодельные деревянные и глиняные чашки и деревянные ложки. У Юркова Георгия на столе видели сечку (Приложение, стр 28). Староверы к посуде относятся очень щепетильно, не позволяют есть из нее «мирским» людям.

Добывающими промыслами были охота и рыболовство. Рыболовство - одно из их основных занятий и в наши дни. Мы были свидетелями ловли рыбы разными способами.

Рыбачили в лодках, или ставили сети: «…это было красивое место-стрелка. Слияние Каа-Хема и его притока действительно походило на большую стрелу.

Мы наслаждались видом и тут заметили, что по притоку плывет лодка, довольно непривычная для меня и отличающаяся от тех, что я видела раньше (илл. № 8). В лодке сидели три фигуры. Мне было очень интересно, и я молча наблюдала за ними. После стало видно, что там сидит пожилой мужчина и две девушки, одна постарше, другая помладше. Когда лодка подплыла совсем близко к скале, старче крикнул нам: «Спускайтесь, поговорим!». Мне почему-то было не совсем удобно называть его «старик». Он был либо священником, либо что-то в этом роде, судя по его одежде. Не смотря на его пожилой вид, он выглядел энергичным и жизнерадостным. Он сказал нам, что они рыбачат, в лодке у них было что-то вроде удочки и сеть. Гребли они вручную, веслами…» (Из дневника экспедиции). Позже, такие же лодки мы видели и с мотором. Удочки у них были в принципе обычные. Такими пользовались в Сибири и раньше. Удочку сибиряки изготавливали таким образом: леска круто вилась из конского волоса, из 6-ти или 8-ми белых конских волос. Они связывались в одну нить, длиною около 9-ти с половиною метров. На одном конце лески прикреплялись около двух крючков средней величины и свинцовое грузило, а другой конец ее привязывали к удилищу на удочке (9, с.65). Сети у них были различной величины, как для ловли с лодки, так и для закрепления их в воде. Например, у мастера на ручье Конго видели вершу – приспособление для ловли рыбы в реках. Верша сплетена из прутьев тальника. К сети привязывались грузила – камни, а для плавучести, использовались поплавки, закрепленные к верху, притом поплавки для водных сетей были берестяные (просто кусок бересты скручивали в трубочку). Также для ловли рыбы использовали острогу. Она относилась к ударным орудиям труда. Острога делалась в виде большой и редкой железной гребенки, зубья ее оканчивались острыми крючками. Острогу насаживали на длинный шест и били ею рыбу в заливах или в пробках. Притом часто, рыбача, жители уходили от своих деревень вверх по течению, где больше рыбы.

Про охоту говорить сложно, так как сам процесс ее мы не видели, но шкуры убитых зверей, увиденных в охотничьих избах или зимовьях, впечатляют. Почти на каждой нашей стоянке был небольшой охотничий домик. В разных дворах, также, то тут, то там нам попадались различные предметы для охоты, например, железный капкан. Вообще, он был двух типов, в принципе, мы видели и тот и другой. Главным их отличием было то, что у одного две соединенные дуги были без острых зубьев, а у второго дуги были с остро заточенными треугольными зубцами. Строение же их было одинаковым. По обеим сторонам дуг были пружины. Чтобы насторожить капкан, нужно было развести дуги и верхнюю из них зацепить крючком на цепочке, конец которой укреплялся у основания капкана, в месте соединения дуг. Насторожка укреплялась на спусковом крючке таким образом, что при малейшем смещении приманки крючок освобождал верхнюю дугу, и она силой задерживала зверя, попадая главным образом на его лапу. Подобные капканы, бытующие в Сибири в 19-м веке, описаны исследователями (9, с.56).. Зимой на охоту ходили на лыжах. Они были не похожи на современные, и имели свое специфическое устройство. Например, к лыжам не было лыжных палок, потому как руки охотника должны были быть свободными. Также их поверхность была шире, чтобы они не уходили под снег и сами они были не очень длинными. У некоторых лыж нижняя сторона была обвита мехом. Это делалось для подъема в гору, притом мех располагался таким расчетом, чтобы ворс не мешал движению вперед и тормозил движение назад. На месте ступни были ремешки для закрепления лыж на ногах (9, с.48). Для охоты, как и для сбора ягод, грибов, использовались крошни. Крошни представляли собой что-то вроде рюкзака: прямоугольный кусок твердой кожи, с подкладкой из ткани, был выгнут по форме спины с двумя кожаными ремнями для рук и несколькими ремешками для привязывания груза. В нижней части крошней с наружной стороны, устанавливалась выступающая площадка, для установки на нее мешка с грузом. С помощью ручных лямок крошни одевались на спину, и одним из ремешков туго притягивались к туловищу. Мешок устанавливался на площадку в нижней части крошней и привязывался к ним двумя парами кожаных ремешков, прикрепленных концами на боковых сторонах площадки. Подобные предметы видели у Спириной М. Е. и у мастера на ручье Конго.

Основное направление в хозяйстве – земледельческо-промысловое. Население занималось сельским хозяйством и животноводством. Везде, у кого бы мы ни побывали, имелся огород. Люди держат крупный рогатый скот, домашнюю птицу. Проблема ведения хозяйства заключалась в том, что местность была, в основном, гористая. Селились обычно у мест впадения горных ручьев в реку и на ровной местности, пригодной для ведения хозяйства. Зачастую, живя на холмистой местности, староверы не имеют возможности заниматься земледелием, но они содержат скот. Таким образом, между жителями верховьев, которые содержат скот, и между жителями низовьев реки происходит натуральный обмен шкурами, зерном, мясом, хлебом. При каждом доме имелся свой огород, хоть и маленький. Обрабатывали огороды различными приспособлениями, инструментами. Во дворах были такие орудия труда как: вилы, грабли, лопаты, мотыги, серп, коса – литовка, крюк, борона, железная и рамочная, с железными и деревянными зубьями, продольная пила. Наиболее зажиточные хозяева имеют сельхозтехнику. У Юркова Георгия во дворе был трактор.

Борона представляла собой раму с вертикальными рядами зубьев, с помощью которых производилось рыхление почвы. Вообще, в крестьянских хозяйствах употреблялись бороны нескольких типов. Борона рамочная эта борона имела более прочную раму из взаимно - пересекающихся деревянных брусьев. В раму, в предварительно просверленные отверстия в месте пересечения брусков, вколачивались зубья; для увеличения прочности (в местах пересечения рама скоро ломалась, так как один брусок вставлялся в паз другого) на основу рамы набивались 4 – 5 поперечин, в которых и укреплялись зубья. Борона железная – по устройству рамы она ничем не отличалась от деревянной рамочной бороны, вместо деревянных, в них укреплялись железные зубья.

Коса–литовка – ее главное отличие это - длинная рукоять, дававшая возможность косцу делать значительный размах и срезать траву широкой полосой; нож литовки слегка изогнут; примерно на середине рукояти имелось приспособление – палец или круглая рукоять – для упора левой руки, правая рука косца держала верхний конец рукояти (илл. № 9).

Крюк (храп) – массивный железный крючок с острым загнутым внутрь концом с одной стороны и петлей – с другой. Петля служила для продевания в нее веревки, а крючком зацепляли бревно и втаскивали его на стену или подтаскивали в нужное место; еще этими крюками пользовались для закрепления бревна при распиловке или обтесывании его.

Продольные пилы делались значительно больше поперечных пил, повторяя их по форме, и отличались рукоятками. Пилили обычно по двое («в четыре руки»), с каждого конца пилы укреплялась парная рукоять в виде зажима, одевавшегося только во время работы; зажим этот назывался булкой и делался из куска дерева, имел пару выступавших круглых рукоятей и щель с зажимом для укрепления конца пилы. Такую пилу видели у Юркова Георгия. Традиции изготовления орудий труда сохранялись из поколения в поколение, придавая очень большое значение земледельческому труду. К изготовлению орудий труда подходили очень тщательно. Многие из увиденных нами приспособлений введены в каталоги этнографических предметов (9).

Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Основную часть своего времени они отдают хозяйству, чтобы прокормить себя, но так же свято чтут свою веру и относятся к труду как к высшему предназначению человека. В повседневной жизни староверы руководствуются уставом. Даже в наши дни можно наблюдать, как строго они соблюдают правила. Особенно это касается старшего поколения. По прежнему много времени уделяют молитвам. Себя староверы называют христианами (приложение с.13).

Люди живут натуральным хозяйством, следуя библейской заповеди «В поте лица добывай хлеб свой». В селениях, где мы бывали, старики от пенсии отказались, хотя в молодые годы отдавали силы государству (приложение с.17-18 ). Родителей опекают дети.

В Восточной Сибири в 19-м веке было развито мелкое кустарное производство. Было представлено прядение и ткачество, кожевенное и гончарное производство (1, с. 78-95). Некоторые виды ремесел сохранились до наших дней, в том или ином виде.

В укладе жизни староверов используются и в наши дни такие ремесла, как плетение корзин, изготовление берестяной, деревянной посуды. Стоит заметить, что у всего населения были плетеные изделия, изготовленные кустарным способом. До сих пор пользовались и изготовляли берестяную посуду и плели различные корзины. На всю реку славится мастер с ручья Конго. Во многих населенных пунктах видели его изделия. Применялись они буквально везде. Большие корзины можно использовать как насест для куриц, в малые собирать ягоду или хранить в них швейные принадлежности и т. п. Для плетения употреблялись чаще всего прутья, солома, камыш, корни сосны или ели, липовое лыко, тальник. (илл. № 10). Также из бересты делали туеса и сосуды для жидкости. От Спириной М. Е. привезли туесок для кваса и берестяную солонку (илл. № 11). Много интересных предметов мы собрали от жителей для Краеведческого музея. Скомплектованные нами старинные этнографические предметы, говорят о том, как жили староверы, чем пользовались, какие устои были раньше.

Некоторые из ремесел в настоящее время почти не используются, такие как кожевенное и гончарное производство. Староверы стали покупать одежду и обувь фабричного производства. Даже в I половине XX века еще сохранялось производство обуви, например, изготовление бродней (бахил) (илл. № 12). Это обувь из грубой сыромятной кожи на толстой подошве. Голенища их – высокие, мягкие. Для укрепления их на ногах у задников имелись ременные или веревочные ремешки, которыми обувь перевязывалась над щиколотками и под коленями. Изготовляли обувь с помощью колодок, делавшихся по размеру ноги (илл. № 13). Прядение и ткачество частично сохранилось, в отличие от кожевенного и гончарного производства.

Наряду с использованием вещей фабричного производства продолжают изготовлять и пользоваться домоткаными полотнами и коврами. Так, например, в летнем домике во дворе у Юркова Ивана видели ткацкий станок с не дотканной ковровой дорожкой.
В домах у хозяек видели и разные прялки. Прялка – подставка, к которой привязывалась кудель для прядения. Простые прялки изготавливались для своих нужд почти в каждом крестьянском доме. Различались два типа прялок – дельные и составные с отдельными донцами. Дельные, в свою очередь, разделялись на прялки из копани и на составные.

А вообще ткацкие станки разделялись на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные употреблялись для изготовление ткани для шитья одежды, а вертикальные – для тканья ковров, половиков. Мы видели горизонтальные станки. Жители называли их кросна.

Сохранение традиционных способов ведения хозяйства, ремесел говорит об устойчивых формах образа жизни и быта, сохранении исконно национальных корней. Мало измененными остаются не только религиозные обряды, но и свадебные, и похоронные обряды (приложение с. 24-26).

Речь старшего поколения представляет интерес для изучения диалектных особенностей староверческого населения юга Сибири (приложение).

Заключение.


Проделанная работа позволяет провести сравнительный анализ исторического и современного материала. Как мы видим, современные болезни общества не коснулись мира старообрядцев. Именно старообрядческая среда несет в себе духовность, исконно национальные традиции. Это подтверждают результаты экспедиции. Задачи и цели экспедиции выполнены успешно. По результатам экспедиции создана выставка «Новые поступления музея» в Литературном музее (сентябрь 2002 г.) и выставка «Мир староверов» на смотре-конкурсе в Советском районе (осень 2002 г.). Спортивно-краеведческий клуб «Ермак» и руководитель экспедиции Грызлов Сергей Анатольевич были награждены Красноярским Краеведческим музеем за вклад в комплектование фондов музея.



Таким образом, одним из путей нравственного возрождения общества может стать обращение к своей, национальной культуре. Изучая прошлое, мы можем выбрать все лучшее из богатой многовековой истории русского народа. В этой работе не говориться о том, что для сохранения русской нации нужно вернуться к старому патриархальному укладу жизни. Но все лучшее, что он несет в себе: это и традиционный семейный уклад, и трудовое воспитание, когда труд – это привычка, а не обязанность, не стоит безоглядно отвергать и забывать.

Мы не хотим, чтобы у нас не было будущего, мы не хотим, чтобы нас тоже считали потерянным поколением (70-80-е г.), мы надеемся увидеть свою Родину сильной и развитой страной, чтобы наши дети могли гордиться ею.

Комментариев нет:

Отправить комментарий